Как получилось, что все крупные музеи Москвы стали меняться одновременноПушкинский, Политех, Музеи Кремля, Третьяковская галерея, ГЭС-2 — главные музеи массово расширяются и появляются проекты новых. Журналист Марина Анциперова рассказала Strelka Magazine о том, как получилось, что на жителей столицы неожиданно свалился целый музейный кластер.

Все проекты по-хорошему визионерские (в концепции так заявляется, но что построят в итоге, всегда оказывается сюрпризом) и должны в целом изменить представление о московских музеях, которые, кроме «Гаража» и, пожалуй, музея ГУЛАГа, продолжают сидеть в исторических памятниках, абсолютно прекрасных, но для демонстрации современного искусства (а в случае с классикой — показом её в более современно оформленных решениях) абсолютно не подходящих.

Проект Григоряна для ГМИИ большой и сложный, но если коротко, то он должен связать все исторические особняки вокруг в единую паутину (архитекторы любят называть это «ризомой») с подземными ходами и помещениями. Из небывалого и удивительного обещают чуть ли не винный погреб по проекту Аввакумова и открытое хранилище, что для отечественных музеев с объёмами сокровищ в запасниках, которые никто и никогда, скорее всего, не увидит, — шаг знаковый. Вокруг Политеха Ишигами должен был прорыть яму с садами, так что под музеем можно будет ходить насквозь — и тем самым включить неповоротливое здание в активную жизнь города.

В Москве не так-то много музеев, которые ты действительно проходишь в своей будничной жизни и в которых можешь, например, между делом пообедать.

С Музеями Кремля тоже должны случиться важные перемены: новое здание будет включать открытые витрины и первый этаж — публичное пространство, откуда можно будет подняться к экспонатам. Пока не очень понятно, что будет с Третьяковкой: проект никто не видел. А вот ГЭС-2 во всех разговорах авторы называют не столько музеем, сколько площадью: огромным пустым пространством под стеклянной крышей — чего в Москве тоже, конечно, не было.

Для Москвы это беспрецедентное дело, особенно учитывая прошлые несчастья. Двухтысячные прошли в мечтах о появлении звёздной архитектуры в городе, но всех, кто попытался, преследовали неудачи: здание Захи Хадид в Сити так и не было построено, проект голландца Эрика ван Эгераата «Город столиц» изменился (не был оплачен как неудачный и в итоге значительно упрощён) так, что архитектор обращался в суд (впрочем, тут он немного рекордсмен: с «Капитал Груп» Эгераат судился и за проект коттеджного посёлка Barvikha Hills). Показательным примером должен быть комплекс «Легенды Цветного» на Трубной площади: здание по проекту заслуженного немецкого бюро отца и сына Бениши должно было быть в полтора раза ниже, со сквозным (то есть открытым для всех) первым этажом — в итоге всё сложилось иначе. Повезло из всех только зданию Захи на Шарикоподшипниковской улице (да и то без претензий реализован только внутренний атриум — зона контроля архитектора) и двум последовательным зданиям музея «Гараж»: временному павильону по проекту Шигеру Бана и перестроенному Колхасом ресторану на месте нынешнего музея.

«Музейный парк». Благоустройство пешеходной зоны и территории, прилегающей к Политехническому музею / иллюстрация: Wowhaus

Comments are closed.

Post Navigation